Детский сад № 5 г.Карталы
Механизмы интеграции образовательных областейМеханизмы интеграции образовательных областей ФГТ (Познание)
Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике ещё во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование её началось только во второй половине 20 века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы И.Д. Зверев за основополагающий признак принимает всю целостность системы обучения. О.И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления меж предметных связей с целью формирования у дошкольников целостной картины мира. Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоритическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрена недостаточно. Зото в практике детских садов можно наблюдать довольно положительное её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель. И проведение интегрированных занятий под силу каждому педагогу, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями. Приступая к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, открылись ряд вопросов, одним из которых является требования авторов ФГТ к организации процесса: а именно « воспитательно-образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» Интеграция в переводе с латинского – это восстановление до целого, т е из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире. Задача воспитателя- наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. В настоящее время существует много позиций на предмет организации специальных занятий в детском саду. Нет нам не предлагают вовсе отказываться от занятий. Просто в само занятие вкладывается иной смысл, слово занятие целесообразнее употреблять в современной теории и практике дошкольного образования- как занимательное дело образовательная деятельность, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности, что пока очень тяжело входит в образовательные процессы в дошкольных учреждениях. Проблема интеграции имеет свою историю в российском дошкольном образовании, поэтому накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной в логике требований ФГТ. Интегрированное занятие соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга. Например такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии. При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития. Комплексное (интегрированное) занятие – отражает содержание работы по формированию различных знаний, понятий, представлений, отношений на основе установления взаимосвязи между ними. Цель интегрированных занятий -систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка -обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты -создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных) Преимущество таких занятий. - количество и продолжительность строго не регламентируется -педагог сам определяет содержание, руководствуясь, в первую очередь, обще дидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста - связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т к создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности. Важно заметить, что методика проведения занятий с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используют различные методы и приёмы. - сравнительный анализ, сопоставление, поиск - проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий» , помогающих ребенку найти ответ - разнообразить речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах. Интеграция может проходить по следующим направлениям. - музыка +познание (математика) - коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) +музыка - коммуникация (речь) +музыка + худ творчество (рисование) + художественная литература - познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд - познание (математика)+ изобразительная деятельность - здоровье+ физическая культура) +познание, худ литература, музыка и другие - познание ( экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим +худ творчество + коммуникация (общение, речь) Занятия познавательного характера, связано с ознакомлением детей с отдельными предметами и явлениями окружающей их действительности. Детям не даются готовые знания их учат «добывать» эти знания самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты и узнают свойства (не воспитатель им рассказал, а они сами узнали, догадались). Таким образом, происходит овладение действиями или способами познания ( постановка опыта, сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей, наблюдение и др., такой подход к процессу познания формирует у детей практические действия, умения, различные способы выполнения, т.е. познание обязательно должно проходить в действии. Одновременно дети учат выражать в речи эти действия и способы выполнения, отвечать на вопросы по результатам деятельности, а также предварять через речевые высказывания практические действия т.е. дети подводятся к умению самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и проверять их через практическую деятельность. Также решаются задачи развития личностных качеств: любознательность, креативность, умение действовать в коллективе, компетентность, нравственно-волевые качества и др. На данный момент выдвигаются требования к планированию, которое должно основываться на комплексно-тематическом принципе, уходить от учебной модели и предметности, обеспечить увлекательность деятельности детей через интересную совместную деятельность педагога с детьми вне занятий и в процессе режимных моментов. Одновременно создается возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций ( жизненных, нестандартных, игровых), где дети могут выступать как субъект деятельности. Формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуация общения, праздники, проекты и др. А обучение дошкольников рассматривается как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество детей и воспитателя. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно-значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от всех участников образовательного процесса. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателя и детей и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Литература - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г. С. Сажина « Технология интегрированного обучения» , «Творческий центр», М.,2008г -статья: Т. Гризик « О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал « Дошкольное воспитание» №5, 2010г - Статья: О. Скорлупова, Н. Федина « О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании». Журнал « Дошкольное воспитание» №5, 2010г -статья: А. Пронина « Преодоление, познание, гармония», журнал « Дошкольное воспитание» №10, 2010г 4 июля 2014 в 19:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.