Детский сад № 5 г.Карталы

«Анализ готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности по организации игровой деятельности»

 Особую роль в процессе  профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой , т.е системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим , определяющей задачей является готовность педагога к инновациям.

Главная цель инновационной деятельности-это развитие педагога как творческой личности.

Инновационная работа в нашем ДОУ - это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированная на овладение педагогами  новыми инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

-определять приоритетные направления инноваций;

- отбирать содержание инновационной деятельности;

-проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;

-описывать критерии оценки образовательности детей по работам инноваций.

Существующий уровень квалификации педагогов ДОУ, помогает в работе тематических комплексов, что является незаменимым в организации методической помощи молодым педагогам.

В ДОУ разработана образовательная программа в соответствии с ФГТ на 2012-213 уч.г.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения  в 2012г было развитие личности ребенка через организацию игровой деятельности. И нам пришлось пересмотреть свою позицию в организации предметно-развивающей среды и приступить к ее изменению. В группе были организованы центры

-центр театра;

-центр конструирования;

-центр чтения;

-центр познания ( уголок природы, мини-лаборатория)

Такой подход требует принципиально новой организации педагогической деятельности , обеспечивающей поддержку индивидуальности ребенка, его склонностей, интересов и потребностей.

Игра- это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

В системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая предлагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях. Находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей детей, их желания фантазировать  и реализовывать желаемое в действительности. Ребенок через проживание роли и «судьбы» сказочного или реального персонажа может получить опыт общения.

Таким образом, театрализовано-игровая деятельность дает возможность развивать моральные способности ребенка, обогащает его эмоционально-чувственный опыт. Составляющей театрализованной деятельности, любого из его видов ( игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр и др.) в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание. В театрализованной игре происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка.

Знакомить детей с театрализованной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театрализованной куклой помогает детям расслабится, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять ,как нужно поступить в той или иной ситуации какими чувствами и переживаниями это связано. Свои чувства дети передают с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. А благодаря декорациям , костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Но ,несмотря на широкое использование театрализованных игр в системе воспитания детей, в нашем ДОУ данная деятельность нуждается в совершенствовании. Педагоги в своей деятельности  ограничены временными рамками в организованном взаимодействии с детьми, нет возможности детально прорабатывать роли с каждым ребенком. Обычно исполнение роли берут на себя более активные и бойкие дети, а робкие и застенчивые больше раскрываются в играх-имитациях, где нет речевого сопровождения и не нужно выступать на публике. В музыкально- досуговой деятельности театрализованная деятельность была представлена недостаточно, в основном использовалась как одна из частей праздника, где не все дети имели возможность раскрыться  и проявить свои творческие способности . В связи с произведенным анализом игровой деятельности было принято решение о развитии и улучшении базы театрализовано-игровой деятельности, включать во взаимодействие всех детей начиная с младшего возраста. А также включение детей – зрителей в процесс развития сюжета.

По договоренности нами были распределены сферы создания необходимых условий для реализации воплощения идеи по преобразованию театрализовано- игровой деятельности в нашем учреждении. Мы пришли к выводу, что необходимо расширить виды театра, которые мы будем использовать для активизации детей в данной деятельности.

Виды театра:

-театр картинок ( на ковре);

-театр игрушек (набор обычных игрушек-фигурок, игрушек- зверюшек, резиновые игрушки)

- настольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры,) вязанные( надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), сшитые (из кусочков меха, ткани, кожи, поролона), деревянные резные( по типу народной игрушки)

-перчаточный театр (театр би-ба-бо)

-куклы на основе (на деревянном стержне)

Коллективно было принято решение о создании условий для интегрирования этого вида деятельности с другими образовательными областями.

-игры природоведческого содержания: в младшем возрасте- «  подбери домик для животного» , цель такой игры выяснить где живут дикие и домашние животные и поселить понравившуюся игрушку в лесу , либо рядом с домом человека. В старшем возрасте с помощью людей выяснить основные отличия насекомых от других животных, и произвести классификацию, разложить картинки с изображениями животных на группы: рыбы, птицы, звери и насекомые.

-игры тематического содержания

В младшем возрасте с ребятами подобрать посуду и мебель для героев сказки: « Три медведя» . С детьми старшего возраста составление собственной сказки и рассказывания с помощью математических игр.

-словесные игры( речь с движениями) – начиная с младшего возраста, на примере русских народных потешек, составление рассказа по картинке и додумывание сюжета сказки, изменение концовки сказки, разгадывания различных кроссвордов  с детьми старшего возраста.

В результате данной деятельности мы отметили , что дети переносят элементы театрализованных игр в другие игры, а со временем и сами стали организовывать свои мини-театры.

В настоящее время ДОУ находиться в постоянном поиске целей и содержания, средств и методов образования, которые соответствовали бы изменившемся требованиям и повышению качества образовательных услуг.

ПОДГОВИЛА: АСТАНИНА ВЕРА ИВАНОВНА-воспитатель МДОУ № 5 г. Карталы

19 мая 2013 в 12:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.